В 1955 году, через десять лет после поражения нацистской Германии, ФРГ была принята в члены НАТО и получила карт-бланш в развитии своих вооруженных сил и военной промышленности. К этому времени немецкие военные специалисты проделали большую работу по обобщению и оценке опыта второй мировой войны. Так, Э.Мидельдорф в книге «Тактика в русской кампании» (1956 г.) наметил следующий облик машины для мотопехоты: «БТР должен быть не только бронированным транспортным средством… Необходима боевая машина, не уступающая по проходимости танку. Таковой может быть только гусеничная машина, обладающая высокой скоростью – порядка 70 км/ч, хорошей приемистостью и большой подвижностью… Необходимо, чтобы лобовая броня БТР защищала от огня противотанковых орудий, а бортовая и кормовая – от огня противотанковых ружей и осколков снарядов. Уменьшение веса… может быть достигнуто за счет придания корпусу обтекаемой формы… Следует учитывать необходимость ведения кругового наблюдения и возможность ведения огня из-за бортов… БТР для мотопехоты должен иметь крупнокалиберный пулемет, приспособленный для ведения огня по наземным и воздушным целям. Помимо двух мест в кабине, необходимо иметь боевое отделение на 8 человек… в качестве бортового вооружения также и другие виды тяжелого оружия… Само собой разумеется, что БТР должен быть оснащен самыми современными радиосредствами, приборами ночного видения и оборудованием для постановки дымовых завес». Автор подробно рассмотрел и варианты действия мотопехоты на таких БТР с танками и самостоятельно. Эта программа вполне совпадала со взглядами военного руководства ФРГ.
В первый период строительства бундесвера (1955 – 1958 гг.) на его вооружении состояли в основном устаревшие зарубежные БТР – английские «Юниверсал» и американские М3. В 1957 году отдел военной техники министерства обороны сформулировал требования к новой системе бронетанкового вооружения. Кроме «стандартного» танка, в нее вошло целое семейство бронемашин пехоты, включая БТР с орудием поддержки. В соответствии с этими требованиями швейцарская фирма «Испано-Сюиза» разработала в 1958 году БТР HS-30. Его вес составил 14,6 т, скорость до 51 км/ч, запас хода 270 км, вооружение – 20-мм автоматическая пушка HSS-820 той же фирмы с двойным питанием (осколочно-фугасные и бронебойные выстрелы) в закрытой башне. Кроме механика-водителя и наводчика, он вмещал шесть десантников и оборудовался радиостанцией. Корпус с толщиной брони до 30 мм мог герметизироваться. Угол наклона лобового листа корпуса – 55°, бортового – 35°. Заявлялась защита лобовой проекции от огня 20-мм пушек, бортовой-от 12,7-мм пулеметов. HS-30 приняли на вооружение бундесвера в 1959 году под обозначением SPW «lange» («длинный», в отличие от «короткого» разведывательного SP1A «Гочкис»).
Это событие совпало с изменениями в структуре и организации сухопутных войск бундесвера, осуществлявшимися на втором этапе его строительства (1959 – 1962 гг.). Традиционное деление на рода войск сменилось делением на рода войск и рода оружия. Уже сформированные и формируемые дивизии переводились на бригадную организацию, при этом танки и пехота сводились в бригадах вместе. Мотопехотная бригада включала один мотопехотный батальон (мпб) на БТР, два мпб на автомобилях и один танковый батальон (тб); танковая бригада – два тб и один мпб на БТР. Каждый мпб имел 54 БТР HS-30. В наступлении или контратаках мотопехота на БТР вместе с танками должна была составлять «бронированное острие атаки», причем фронт ее наступления на машинах предполагался в 1,5-2 раза больше, чем в спешенных порядках.
В 1963 году произошло важное событие в развитии бронетанковой техники ФРГ – на вооружение был принят основной боевой танк «Леопард». В 1964 году появилась мотопехота на плавающих американских БТР М113 (MTW), предназначенная для ведения боевых действий в высоком темпе, с форсированием водных преград с ходу. Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов перевели с танков М47 на «Леопард». В мотопехотной бригаде стало уже два мпб на БТР и лишь один на автомобилях. Последние постепенно исчезали из состава боевых войск – в начале 70-х пехота на автомобилях осталась только в территориальных частях, а после реорганизации последних в 1981 – 1983 гг. фактически исчезла. Но и БТР HS-30 уже не мог решать задачи взаимодействия с танками «Леопард», имевшими скорость движения до 70 км/ч, а его вместимость была меньше численности мотопехотного отделения – 10 человек. Между тем устав HDV 100/1 «Вождение войск» гласил, что «лишь тесное взаимодействие танков и мотопехоты на поле боя обеспечивает наибольший успех».
Параллельно с танком «Леопард» (проект Standart) велась разработка боевой машины пехоты проекта Neu – «новый» для совместных действий. Причем согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП проектировали те же фирмы, что создавали «Леопард» – «Рейншталь-Ганомаг» (в годы второй мировой «Ганомаг» выпускала БТР Sd.Kfz.251) и «Рейншталь-Хеншель» (хорошо известная своим танком «Тигр»). Разработка БМП заняла 9 лет. Первые образцы были показаны в 1960- 1961 гг., всего же построили и испытали 23 опытные машины, различавшиеся компоновкой и установкой вооружения. Окончательный вариант был выбран в 1966 году (М1966 Neu), а в начале мая 1969-го БМП представили на полигоне Мюнстер военному руководству, включая инспектора сухопутных войск ФРГ генерал-лейтенанта Шнеца и инспектора танковых войск генерал-майора Гудериана – сына Гейнца Гудериана, еще в 30-е годы обосновавшего необходимость поддержки танков моторизованной пехотой. Машина получила название Marder (куница) – немцы продолжили традицию второй мировой давать образцам бронетанковой техники имена хищных животных. На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана «Рейншталь АГ – Транспорттехник» в г.Касселе, второй фирмой стала «МАК Машинбау» в Киле. Производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 единиц в месяц. До 1975 года фирмы выпустили соответственно 1159 и 977 БМП.
Компоновка Marder призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него – место механика-водителя, позади – боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В ней справа размещается командир машины (он же командир отделения в звании унтер-офицера), слева – наводчик. За башней находится десантное отделение, вмещающее семь стрелков- шестеро лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы, унтер-офицер) сидит по оси машины спиной по ходу и управляет кормовым пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая откидная дверь-аппарель с гидравлическим приводом и четыре круглых люка в крыше десантного отделения. Позади механика водителя имеется запасное место со своим верхним люком и перископическим прибором наблюдения. Здесь может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа вышедшей из строя БМП.
ТТХ Marder
Боевая масса, т - 28,2
Экипаж + десант, чел - 3+7
Размеры, мм - Высота по крыше корпуса - 2950 Длина - 6790 Ширина - 3240
Вооружение - 20-мм пушка Rh.202, один 7,62-мм спаренный и один 7,62-мм пулемет
Боекомплект - Выстрелов - 228 Патронов - 2200
Двигатель - Шестицилиндровый дизельный двигатель MTU MB-833
Мощность, л.с. - 600
Максимальная скорость, км/ч - 75
Запас хода по шоссе, км - 500
Препятствия, м - ов 2,5 вертикальная стенка - 1 брод - 1,5
Для основного вооружения выбрана вынесенная схема установки – над низкопрофильной башней на массивном кронштейне укреплен закрытый вращающийся в вертикальной плоскости бронированный лафет. В нем установлена автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 «Рейнметалл», а справа над ней – 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет автоматику с отводом пороховых газов, снабжена пламегасителем; питание – ленточное, с подачей выстрелов электроконвейером из башни. Пушка призвана решать задачи борьбы с открытой и легкозащищенной пехотой, бронемашинами и воздушными целями, поэтому в боекомплект (1250 выстрелов) входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. При начальной скорости 1300 м/с подкалиберный бронебойный снаряд пробивает на дистанции до 1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Максимальная техническая скорострельность- 1000 выстр/мин. Угол возвышения +65°, склонения -10°. Высота линии огня-2715 мм. Огонь по наземным целям ведется на дистанции до 1500 м, по воздушным – до 300 м. Эффективная дальность стрельбы по легкобронированным целям – 600 – 800 м. Пулемет представляет собой вариант единого MG3 (развитие MG-42 времен второй мировой войны), скорострельность до 1300 выстр/мин. Дистанционное управление пушкой и пулеметом – электромеханическое. Поворотный механизм башни – электрогидравлический и механический. Командир и наводчик имеют одинаковые средства управления огнем (за исключением дублирующего механического привода вертикальной наводки у наводчика), перископические ночные подсветочные и дневные прицелы PERI-Z11 (PERI-Z11A1) с 2- и 6-кратным увеличением. Призмы прицелов связаны с пушкой параллелограммным приводом и установлены параллельно, так что командир может контролировать наводку оружия и вводить корректировку. Вынесенная установка вооружения решила проблему с выбросом стреляных гильз (при размещении ее внутри башни потребовался бы специальный гильзосборник). Слева на башне крепился РПГ «Карл Густав» или 44-1А1 с дальностью стрельбы до 1000 м, однако стрельба из него требовала остановки, выхода гранатометчика из машины и снятия РПГ с крепления. Над люком командира десанта на особом бронированном поворотном лафете установлен второй пулемет MG3 с механическим дистанционным управлением и перископическим прицелом. Своеобразное возвращение к «многобашенной» схеме связано со стремлением обеспечить БМП максимально возможную огневую мощь и круговой обстрел для боя в глубине обороны противника. Дистанционно управляемый кормовой пулемет со сравнительно большим сектором обстрела в 160°, углом возвышения до +60° и склонения -15° позволяет вести огонь по пехотинцам – истребителям танков в заднем секторе и с бортов, может использоваться и для стрельбы по низколетящим воздушным целям. Общий боекомплект пулеметов БМП Marder – 5000 патронов. Десант может вести огонь из своего оружия через шаровые установки, допускающие огонь в секторе ±20° с углами возвышения +25° и склонения -20°. Стеклянный глазок дает возможность вести прицельный огонь на дистанции до 100 м с места и до 50 м в движении. Ограничение числа установок двумя на борт обеспечивает стрелкам условия стрельбы без серьезных помех со стороны соседа. Для БМП обычного мотопехотного отделения индивидуальное вооружение экипажа и десанта включает пять 7,62-мм штурмовых винтовок G3, пять 9-мм пистолетов-пулеметов МР2 («Узи» бельгийского производства), два 9-мм пистолета Р-1, 18 ручных гранат. В другом варианте отделение на БМП вооружено одним РПГ (44-мм 44-1А1 или «Лянце», а позднее – 67-мм «Армбруст»), одним 7,62-мм единым пулеметом MG3, семью винтовками G3 (одна из них – с оптическим прицелом), тремя пистолетами-пулеметами МР-2 и двумя пистолетами Р-1.
Бронекорпус Marder сварен из катаной стальной брони. Эффективность бронезащиты повышена большими углами наклона листов – наклон верхнего лобового составляет 75°. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм (пушки «Эрликон» или Rh202, аналогичной вооружению самой Marder), бортовая – от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта машины прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными легким стальным каркасом. На башне, слева от лафета, установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатометов, стрельба ведется залпами по 3 гранаты. Защиту от оружия массового поражения обеспечивает герметизация корпуса и ФВУ производительностью 3 м куб./мин, создающая внутри машины избыточное давление. Купол ФВУ расположен на крыше десантного отделения между люками. При этом экипаж и десант могут находиться внутри машины до 24 часов.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель МВ833 Еа-500 фирмы «Даймлер-Бенц» с турбонаддувом. Мощность 600 л.с. при 2200 об/мин, степень сжатия – 19,5. В боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака общей емкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по шоссе, а по хорошим дорогам Германии – до 600 км. Система смазки – с сухим картером. Радиаторы системы охлаждения с вентиляторами вынесены в корму машины и установлены по бокам от двери, причем система вентиляции конструктивно объединена с газовыпускной системой двигателя. Воздухозаборная система включает бункере «циклонами» предварительной очистки, фильтр с масляной ванной и набивку из проволочной канители. Имеется эжектор для отсоса пыли из выпускной системы.
Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 «Ренк», установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач-планетарная, с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, дает дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места, в тяжелых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперед и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом. Бортовые передачи включают планетарный ряд и цилиндрическую зубчатую передачу. Стоит отметить, что планетарный механизм поворота вполне традиционен для германского танкостроения. Управление – рулевым колесом автомобильного типа. Тормоза двухдисковые с гидропневматическим приводом от педали или механическим от рычагов. Педальный привод выполнен так, что при первоначальном нажатии включается гидродинамический тормоз КПП, а затем уже-тормоз соответствующего борта. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя. Органы управления сблокированы так, чтобы исключить неправильную последовательность действий, а на панели управления имеется световое табло, отображающее правильность выполняемых операций и состояние воздухоочистителя, позволяющее предотвратить аварийную остановку двигателя.
Двигатель с трансмиссией составляют единый блок, над которым в верхнем лобовом листе выполнен большой люк с откидной крышкой. В сочетании с быстроразъемными соединениями валов и трубопроводов это позволяет заменять блок за 30 минут силами отделения штатного ремонтного взвода. Большая часть обслуживаемых узлов и агрегатов размещена в верхней части двигателя под люком. Для запуска зимой в систему охлаждения введено устройство обогрева двигателя, КПП и механизмов поворота производительностью 12 200 ккал/ч. Эксплуатации в зимнее время вообще уделено большое внимание – в системе охлаждения используется всепогодная смесь с антикоррозийной добавкой, боевое и десантное отделения снабжены воздушной отопительной системой, отделение управления – электроотопительной установкой.
Ходовая часть включает шесть опорных катков на борт и три поддерживающих ролика. Катки и ролики – сдвоенные обрезиненные. Подвеска-индивидуальная торсионная, 1-, 2-, 5-и 6-й катки снабжены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия с компенсационной камерой. На бортах имеются упоры для балансиров катков с буферами. Ведущее колесо переднего расположения. Мелкозвенчатая гусеница фирмы «Диль» – цевочного зацепления, с одним гребнем и резинометаллическими шарнирами. Литые стальные траки имеют наружную и внутреннюю резиновые беговые дорожки, причем наружные резиновые башмаки в зимнее время могут заменяться снегозацепами. Длина опорной поверхности составляет 3900 мм, ширина гусеницы-450 мм, колея-2620 мм. Стандартный радиус поворота-3,8 м. Удельная мощность двигателя 21,3 л.с./т, эффективная трансмиссия и ходовая часть, удобство управления обеспечивают Marder неплохую тактическую подвижность.
Средства связи включают две радиостанции SEM-25 фирмы SEL и ТПУ. При мощности 15 Вт и 2,5-м штыревой антенне дальность радиотелефонной связи на среднепересеченной местности – до 35 км. Имеется и дополнительный радиоприемник ЕМ-25. Каждый из четырех пользователей системы связи использует головные телефоны, ларингофон и переключающее устройство (панель управления) с усилителем. Последнее допускает и внутреннюю связь. Антенные вводы выполнены в верхнем листе корпуса позади механика-водителя и на крыше десантного отделения у бортов. С помощью выносного телефонного устройства и трехкилометрового кабеля можно вести переговоры и на удалении от машины, находясь в обороне, дозоре или засаде.
По германской традиции Marder обильно снабжен приборами наблюдения. Механик-водитель кроме трех призменных блоков имеет съемный подсветочный ПНВ, работающий на расстоянии до 50 м. На марше он использует два складных зеркала заднего обзора. По периметру башенки командира установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении наводчика три призменных блока, установленных на левом борту башни у стыка с ее крышей. У каждого стрелка – свой призменный смотровой блок. С левой стороны лафета на особой штанге укреплен прожектор инфракрасного и белого света, действующий соответственно на расстоянии до 800 и до 1000 м. Две фары установлены впереди на лобовом листе. На корме укреплены светоотражатели и габаритные огни. Последние расположены так, чтобы по степени их различимости водитель идущей сзади машины мог определить дистанцию на марше ночью или в тумане.
Marder укомплектован кондиционером и противопожарным оборудованием с двумя баллонами двукратного тушения – первое включается по сигналу термодатчиков, второе от ручного выключателя на щитке управления. Питание электросети машины – от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторных батарей общей емкостью 300 Ач, напряжение бортовой сети – 24 В. На нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные крюки с замками, над кормовой дверью – скоба-поручень для облегчения посадки. Ящики ЗИП закреплены на корме по бокам от двери. На бортах корпуса крепится шанцевый инструмент, буксирные тросы, брезент, на крышке люка МТО – маскировочная сеть.
Степень герметизации корпуса позволяет без подготовки преодолевать брод глубиной до 1,5 м. Для преодоления более глубоких бродов предусмотрено специальное оборудование, включающее съемную шахту на решетку воздухозаборника, обратный клапан системы выхлопа, откачивающие насосы в МТО и боевом отделении. Хотя в значительной степени расчет делался на оперативное наведение переправ инженерными подразделениями, вопрос преодоления БМП глубоких водных преград ставился с самого начала, причем рассматривались два варианта – движение, подобно танку, по дну или создание комплекта оборудования для придания машине плавучести. Исследования показали непригодность первого способа, и внимание сосредоточилось на комплекте навесных поплавков. При этом использовались результаты работ 30-х годов над съемными понтонами для танка Pz.ll. Первые опытные образцы БМП снабжались жесткими понтонами из алюминия или пластика, но они легко деформировались при движении и оказались громоздкими. Их заменили комплектом из надувных поплавков – двух бортовых и носового, выполненных из того же прочного материала, что и саперные лодки. Бортовой поплавок делится на четыре отсека и крепится семью стальными полукруглыми кронштейнами, охватывающими его сверху. Сами кронштейны крепятся к борту за скобы, используемые для навески противокумулятивных экранов. Поскольку центр тяжести машины смещен вперед, понадобился носовой поплавок-стабилизатор. Он прикрывается легким волноотбойным щитом в виде трубчатого каркаса, покрытого пластмассой, крепящегося за буксирные крюки и продолжающего собой нижний лобовой лист. Накачивание поплавков производится центробежным саперным компрессором. Комплект, дополненный оборудованием для преодоления глубоких бродов, обеспечивает вхождение в воду под углом 40°, движение за счет перематывания гусениц со скоростью до б км/ч при положении ватерлинии на 350 мм ниже крыши корпуса и возможность стрельбы на плаву. Общий вес комплекта – 516 кг. Кроме того, Marder может перевозить на корпусе в готовом виде большую надувную десантную лодку на 10 человек (надутая лодка крепится на крыше десантного отделения или укладывается на башне) или штурмовую моторную лодку-плоскодонку на простой откидной раме. В морских десантных операциях Marder может доставляться к берегу танкодесантным катером класса 520 типа «Штёр» – машина сходит с катера недалеко от берега с установленным оборудованием для преодоления бродов.
Marder был принят на вооружение на три года позже советской БМП-1 и оказался первой зарубежной БМП. Остальные же западные страны приняли свои образцы значительно позже. Marder получился не только самым защищенным, но и самым тяжелым среди серийных БМП – вес 28,2 т сравним с весом среднего танка, согласно классификации конца второй мировой войны.
Нетрудно заметить существенную разницу между концепцией двух фактических ровесниц- западногерманской Marder и советской БМП-1, хотя созданы они были для решения схожих задач и даже имели одинаковые решения по компоновке, размещению экипажа и десанта, почти равную вместимость, удельную мощность двигателя и подвижность. БМП-1 при весе 13т имела легкое бронирование, защищенность повышалась разве что большим углом наклона лобового листа корпуса и низким (на 1 м ниже, чем у Marder) силуэтом. При этом БМП-1 способна с ходу, без подготовки преодолевать водные преграды. Основное ее вооружение – 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» и ПТРК 9К111 «Малютка» – носит явный «противотанковый» характер и предназначено скорее для самообороны БМП от танков и бронемашин на дистанциях до 1000м, а не для огневой поддержки десанта. «Противопехотные» возможности БМП-1 попытались повысить доведением числа амбразур для оружия десанта (включая два ручных пулемета) до 9, стрельба же по воздушным целям была предусмотрена только из возимого ПЗРК «Стрела-2?. В Marder, напротив, основное внимание уделили защите и возможности движения за танками в бою в едином боевом порядке. Вооружение призвано вести огонь по живой силе, легким бронемашинам, а также служило для самообороны от воздушного противника. Уничтожение танков противника возлагалось на основные танки, самоходные 90-мм противотанковые пушки «Ягдпанцер» и противотанковые ракетные комплексы.
Высокая защищенность соответствовала германским взглядам на требования к БМП, но стоила заметного снижения аэротранспортабельности и неспособности преодолевать вплавь водные преграды без специальной подготовки. Это заставило сохранить в мотопехотных бригадах батальоны на плавающих БТР. Кроме того, Marder стоил в несколько раз дороже БТР и только чуть дешевле танка. Если стоимость HS-30 в ценах 1960 года составляла 300 тыс. марок, то стоимость Marder на 1970 год- 900 тыс. Это вызвало сокращение расходов на эксплуатацию. Одной из таких мер стало повышение ценза технической подготовки при отборе экипажей и интенсификация курса обучения. Срок эксплуатации машины в войсках в мирное время – 15 лет. Поставки БМП Marder в войска начались в октябре 70-го, а наставления и пособия по ней, составленные фирмами-производителями, были выпущены еще в начале года, дабы обеспечить заблаговременную подготовку экипажей и ремонтников. В системе материально-технического снабжения бундесвера заранее был создан фонд агрегатов и узлов. Хранение танков и БМП организовывалось с заправленными баками и заряженными аккумуляторными батареями так, чтобы расконсервация и приведение в боевую готовность занимали не более 3 часов.
Marder, его компоновка и конструкция привлекли к себе широкое внимание и во многом оказались определяющими в развитии зарубежных БМП. Идеи, заложенные в Marder, проявились в американских разработках по программе MICV. А заместитель начальника штаба армии США генерал Дж.Полк, обеспокоенный задержкой американских работ, даже предлагал закупить немецкие БМП. Швейцарская фирма «Моваг», участвовавшая в разработке Marder на раннем этапе, использовала элементы его конструкции в своей БМП «Тайфун». «Тайфун» – развитие БТР «Пират-18? – имел схожие решения по обеспечению бронезащиты, вооружался 20-мм автоматической пушкой и кормовым пулеметом с дистанционным управлением, аналогичным Marder. Впрочем, и «Тайфун», и его модификация «Торнадо» с двумя кормовыми пулеметами так и остались опытными. Попытка дополнить вооружение в башне дистанционно-управляемыми пулеметами была сделана также в советских опытных БМП «объект 680? и «объект 769?.
На шасси Marder создано целое семейство бронемашин: самоходный 120-мм миномет, командно-штабная машина, подвижный артиллерийский наблюдательный пункт, самоходная РЛС артиллерийской разведки «Зенда», БРЭМ для мотопехотных батальонов. Предполагалось, что это снизит затраты на производство и эксплуатацию, однако все эти машины остались опытными – в частности, для самоходного миномета предпочли шасси М113. французская фирма «Томпсон-CSF» разработала на шасси Marder 30-мм спаренную ЗСУ «Дракон». В 1976 году на вооружение бундесвера приняли самоходный ЗРК «Роланд-2?, оснащенный РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели и ракеты и двумя пусковыми установками ЗУР. «Роланд-2? серийно выпускался с 1978 года. В то же время фирма «Тиссен-Хеншель» (г.Кассель) построила на базе Marder для Аргентины прототип 30-тонного среднего танка ТАМ (Tanque Argentine Mediano) с экипажем 4 человека, 105мм пушкой Rh105-30 и двумя 7,62-мм пулеметами. ТАМ был принят на вооружение аргентинской армии в 1979 году и выпускался аргентинским предприятием TAMSE. В свою очередь, он послужил основой для семейства бронемашин, включая БМП VCTP с экипажем 2 человека и десантом 10 человек, вооруженную 20-мм автоматической пушкой, двумя 7,62-мм пулеметами, один из которых установлен в кормовой части в башенке с дистанционным управлением (по типу Marder). Одновременно «Тиссен-Хеншель» для продажи в страны третьего мира разработала на базе Marder танк ТН 301 (ТАМ-4), но с СУО фирмы AEG-»Телефункен» и 750-сильным двигателем.
В середине 70-х прошла испытания составная башня LWT-3 для БМП Marder, стабилизированная в трех плоскостях, с той же 20-мм пушкой. Она сохраняла горизонтальное положение при движении на любой местности и любых скоростях, однако конструкция ее оказалась слишком сложной и уязвимой. На шасси БМП разрабатывались и машины огневой поддержки с пушками калибра от 75 до 120 мм (с автоматом заряжания). В начале 80-х на шасси Marder испытывалась шведская вынесенная установка 105-мм танковой пушки L51, в 1983 году – французская башня FL-15, а в 1985-м – башня FL-20 со 105-мм пушкой 105G1 и 20-мм F2. Эти работы тоже не вышли из стадии опытных. В середине 80-х Marder рассматривался как возможное шасси для ПТРК большой дальности с размещением ПУ на подъемной платформе.
В сентябре 1979 года началась модернизация БМП Marder (Marder А1), направленная прежде всего на повышение огневой мощи. Опыт учений показывал необходимость введения ПТРК в мотопехотные отделения. Поэтому на правой стороне башни А1 установили один из лучших ПТРК второго поколения – «Милан» франко-германской разработки с полуавтоматической системой наведения с боекомплектом из 4 ПТУР. ПТРК крепится на башне со своими штатными прицелом, пультом управления, аппаратурой слежения, источником питания и станком со сложенной треногой. ПТУР имеет пороховые стартовый и маршевый двигатели, складное крыло. Контейнер ПТУР после пуска отбрасывается газами на 3 м назад. Диаметр ПТУР – 116 мм, длина -755 мм, масса – 6,7 кг, калибр кумулятивной БЧ – 103 мм, бронепробиваемость – 550 мм, скорость в полете – 200 м/с, максимальная дальность стрельбы – 2000 м, минимальная – 25 м, время полета на максимальную дальность- 13 с. Выбор легкого ПТРК с дальностью стрельбы до 2000 м был связан с условиями Центрально-европейского ТВД, оборонительным характером этого оружия для БМП, а также возможностью его использования вне машины. Для стрельбы из ПТРК с машины командиру приходится высовываться из люка. Для пушки ввели двухленточное питание с быстрым переходом с одного типа боеприпаса на другой и модернизированную укладку. Боекомплект увеличился до 1284 выстрелов – 317 бронебойных и 967 осколочно-зажигательных (из них 117 и 417 – в башне). Подсветочный прицел наводчика заменили пассивным усилительного типа, менее чувствительным к засветкам прожекторами и вспышками выстрелов. Из-за возросшей массы башни механизм ее поворота заменили более мощным. Масса БМП увеличилась до 30 т.
Программа модернизации рассчитывалась до декабря 1982 года и оценивалась в 300 млн. марок. Модернизация и ремонт БМП производились на заводе «Келлер унд Кнаппех» в Аугсбурге, капитальным ремонтом с 1975 года занимались «Индустриверке Саар» (г.Фрейзен) и «Фленсбургер Фарцойгбау» (г. Фленсбург).
Marder А1 различались оборудованием ночного видения: 674 БМП довели до модификации А1(+), включавшей тепловизионный прибор наблюдения – теплопеленгатор, 350 – до А1 (-) без такого прибора, но с возможностью его быстрой установки в войсках; остальные 1112-до А1А, вообще не предполагавшей такой системы. Прибор с теплопеленгатором PNZBG-WOF позволял обнаруживать танк или бронемашину на расстоянии до 2000 м, что в 1,5 – 2 раза больше, чем у ПНВ усилительного типа.
Сразу же вслед за первой модернизацией была запланирована новая, предусматривающая усиление пушечного вооружения и установку тепловизионных ПНВ. Для замены 20-мм пушки была создана 25-мм автоматическая Mk-25E «Маузер» с двухленточным питанием. Предполагалось усилить бронирование дополнительными бронепанелями общей массой около 3 т, установить новую систему дымопуска. 25-мм пушка, впрочем, была отклонена, и основным вооружением немецких бронемашин (Marder, «Лухс», «Визель») осталась 20-мм Rh202. Модернизация Marder до модификации А2, начавшаяся в 1983 году, включала в себя следующие мероприятия: установка на машинах А1А перископических комбинированных прицелов наводчика EMES-15 и командира PERI-R17 с тепловизионными каналами дальностью действия до 2000 м и независимой стабилизацией поля зрения, аналогичных прицелу танка «Леопард-2?. Таким образом, танк и БМП получили возможность более раннего обнаружения и идентификации целей в любых условиях видимости; связанная с заменой ПНВ ликвидация прожектора на башне; снятие кормовой пулеметной установки; изменение конструкции топливных баков; модернизация системы охлаждения; модернизация ведущих колес. Разработку прицела-прибора наблюдения с тепловизионным каналом для танков «Леопард» и БМП Marder вела с 1978 года фирма «Карл Цейсс» совместно с американской «Текас Инструмент». Для ПТРК «Милан» также ввели тепловизионный прицел англо-франко-германской разработки «Мира-2?, устанавливаемый сверху обычного. В результате по своим боевым свойствам эта машина максимально приблизилась к БМП второго поколения.
В 1987 году была принята программа модернизации бронетанкового вооружения бундесвера. В ее рамках началось доведение БМП Marder А1 и А2 до уровня A3, предусматривающего прежде всего существенное усиление бронезащиты. Поскольку к тому моменту уже было принято решение о разработке принципиально новой БМП Marder 2, модификации существующей Marder стали обозначать 1А1, 1А2 и 1АЗ.
Корпус и башня Marder 1АЗ усилены дополнительными бронепанелями, установленными на болтах. Вместе с основной броней они создают разнесенную конструкцию, причем нижний лобовой лист корпуса до половины высоты имеет «трехслойное» бронирование. В результате БМП получила круговую защиту от снарядов советских 30-мм автоматических пушек типа 2А42 (БМП-2 и БМП-3, вертолеты Ми-24П и Ми-28), лобовая часть корпуса и башни – от снарядов более крупных калибров, а крыша – от поражающих элементов кассетных боеприпасов. Крышка люка места позади механика-водителя выполнена заподлицо с бронепанелью, прибор наблюдения запасного места исключен. Воздушная прослойка между дополнительными бронепанелями и крышей МТО, а также бронекожухи над верхними кормовыми жалюзи вентиляторов способствуют снижению температуры и маскировке от тепловизионных приборов наблюдения противника. Дополнительно усилена и кормовая дверь-аппарель.
Спаренный пулемет перенесен на левую сторону башни – его бронированный кожух укреплен на бывшем месте прожектора. В результате упростилась система подачи боеприпасов и улучшились условия работы командира машины. Модернизированы тепловизионный прицел, приборы наблюдения командира и наводчика, ПНВ механика-водителя. Вместо ПТРК «Милан» может использоваться «Милан-2? с усиленной БЧ калибра 116 мм или «Милан-2Т» с тандемной БЧ.
Вдоль бортов укреплены трехсекционные ящики ЗИП, создающие дополнительную защиту, но перекрывающие бортовые амбразуры – по оценке специалистов, невысокая эффективность этих амбразур не компенсирует ослабления ими бронезащиты. В крыше десантного отделения вместо прежних пяти имеется три больших люка с откидными крышками и дугообразными поручнями. Оба антенных ввода радиостанции перенесены в корму. Масса Marder 1АЗ возросла до 33,5 т, что считается пределом для данного шасси и двигателя без заметного снижения подвижности. Соответственно изменению веса и бронирования изменены система охлаждения двигателя, бортовые редукторы и двухдисковые тормоза механизма поворота. Максимальная скорость движения уменьшилась до 65 км/ч.
Модернизацию проводили фирмы «Тиссен-Хеншель» и «KUKA». К 1993 году планировалось переделать 848 машин, остальные-до 1998 года. Эксплуатация Marder 1АЗ предполагалась до принятия на вооружение Marder 2.
Проведенная практически на пределе модернизация Marder 1АЗ, по мнению западногерманских специалистов, не обеспечила огневой мощи и защищенности, необходимых для действия с основными танками на современном поле боя. Если в начале 70-х по защищенности Marder, как утверждали его создатели, приближался к «Леопарду», то со временем разрыв по этому показателю стал слишком велик. Еще в 1985 году министерство обороны объявило среди приоритетных программ разработку новой БМП Marder 2, потребность в которой оценивалась в 2500 машин. Планировалась установка на ней 35-/50-мм автоматической пушки, отказ от бортовых амбразур, возвращение в связи с этим к кормовой установке вспомогательного вооружения, вынесение топливных баков и элементов оборудования в надгусеничные ниши для дополнительной защиты экипажа и десанта, доведение вместимости до 13 человек. Масса должна была составить 42 – 43 т, что свидетельствует о сохранении стремления к максимальной защите. Фирма «Рейнметалл» разработала пушку Rh503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами механизма питания. Пушка имела электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм – для боевых целей. Начало поставок норой БМП планировалось на 1997 год, а всего ими предполагалось оснастить мпб 16 бригад. Marder 2, контракт на разработку которого в 1988 году получила фирма «Краусс-Маффей», стал частью программы модернизации бронетанковой техники бундесвера (программа GTK).
Однако изменившаяся военно-политическая обстановка и перемены в НАТО заставили пересмотреть и планы строительства сухопутных войск бундесвера. Согласно договору об обычных вооруженных силах в Европе Германия должна иметь 4166 боевых танков и 3446 бронемашин, то есть сократить парк БМП, БТР и БРМ на 61%. Кроме того, часть средств пришлось направить на модернизацию 764 советских БМП-1, доставшихся от бывшей ГДР. Все это затормозило работы над Marder 2. Сокращение военного бюджета заставило урезать также средства на содержание и ремонт имеющихся танков, БМП и БТР. В 1996 году инспектор сухопутных сил бундесвера генерал Г.Вилльман даже приказал разобрать на запчасти около четверти БМП, законсервированных на складах. Тем не менее начало поставок Marder 2 планируется на 2000 год. При этом эксперты предполагают, что заказ уменьшится с 2500 до 700 единиц.
Поскольку служба БМП Marder в войсках затягивается, принята программа ее дальнейшей модернизации, включающая усиление подвески, электронную систему управления оборотами двигателя и расходом топлива, а также ряд других более мелких изменений.
В отличие от «Леопарда-1? и «Леопарда-2? Marder не экспортировался в другие страны, оставшись чисто бундесверовской машиной. Поставлялись лишь машины на его шасси – танк ТАМ и ЗРК «Роланд-2?. Поскольку «тяжелые» подразделения бундесвера ФРГ не участвовали в акциях за рубежом, Marder не довелось принять участия в каких-либо боевых действиях, и мнения экспертов о его наибольшей защищенности и эффективности основываются лишь на сравнительных оценках ТТХ.