Печать страницы - Немцы готовы воевать везде

Страйкбольная команда Deutsche Kommandotruppen

Моделирование пехоты БВ 1995-2016 гг. => О Бундесвере => Тема начата: Furst от 04 Июль 2011, 14:13:09



Название: Немцы готовы воевать везде
Отправлено: Furst от 04 Июль 2011, 14:13:09
Прошлое, настоящее и будущее зарубежных операций бундесвера

В одном из первых своих официальных выступлений в июле 2002 г. новый министр обороны ФРГ Петер Штрук объявил о намерении провести кардинальную реформу вооруженных сил страны. Касаясь политической стратегии бундесвера, он отметил, что экономический и технологический потенциал Германии позволяет немцам взять на себя большую ответственность за обеспечение мира в Европе и за ее пределами. Немного позднее министр обороны представил общественности новую военную доктрину Германии, в которой определил главным приоритетом бундесвера не организацию обороны против внешней агрессии, а предотвращение или урегулирование конфликтов в горячих точках за рубежом в рамках международных миротворческих операций ООН и ликвидацию их последствий. По мнению Штрука, это полностью соответствует решениям Пражского саммита НАТО.

Вооруженные силы Германии участвуют в международных силах по оказанию помощи уже с 1960 г., в том числе начиная с 1990 г. - во всем спектре подобных операций. Сейчас Германия является одной из ведущих стран мира по численности личного состава, задействованного в многонациональных войсках. Тем не менее участие военнослужащих ФРГ в различных операциях за рубежом страны было и остается одной из самых острых проблем бундесвера на всем протяжении его истории.

Это связано с тем, что одной из основ создания в 1956 г. вооруженных сил ФРГ стало закрепленное в Конституции страны положение о запрете на подготовку Германии к наступательной войне. В статье 26 Основного закона государства говорится: "Действия, которые могут нарушить мирное существование народов и предпринимаются с этим намерением, и особенно подготовка к ведению наступательной войны, противоречат Конституции. Они караются законом". Законодательное закрепление оборонительной направленности бундесвера в принятой вскоре после Второй мировой войны (в 1949 г.) Конституции было оправдано, поскольку являло собой попытку обеспечить таким образом в будущем защиту демократических основ немецкого общества.

Однако дальнейшее развитие Германии, связанное с постепенной полноценной интеграцией страны в мировое сообщество, не раз подвергало это положение Конституции ФРГ серьезной проверке на прочность и даже приводило страну на грань правительственного кризиса.

Конституция ФРГ закрепляет в качестве главной задачи германских вооруженных сил оборону страны. В то же время согласно статье 24 Основного закона Германия может войти в систему взаимной коллективной безопасности. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а в 1973 г. - в ООН, которые в течение длительного времени брали на себя ответственность за обеспечение безопасности и стабильности в мире.

БУНДЕСВЕР В АФГАНИСТАНЕ

К настоящему моменту большинство немцев признало правоту канцлера Герхарда Шредера, стремящегося вывести страну на более весомые позиции на международной политической арене, и полностью согласны с его решением об участии ФРГ в международной контртеррористической операции в Афганистане. Берлин все чаще выступает за борьбу против международного терроризма с применением военных средств. По мнению немецкого руководства, "сейчас Европа стоит перед новыми угрозами, которые носят асимметричный характер, и государственные границы ФРГ недостаточно от них защищены".

Тем не менее скандалы и политические спекуляции вокруг этой операции не прекращались. Весной 2002 г. в немецкой печати появились сообщения о том, что подразделения немецкого спецназа (КSК) совместно с аналогичными формированиями из США и Великобритании уже давно ведут боевые действия против окопавшихся на гористой афгано-пакистанской границе террористов "Аль-Каиды", в частности, принимали участие в штурме подземной крепости Тора-Бора. Действия немецкого спецназа в Афганистане оказались сюрпризом не только для общественности страны, но и для депутатов парламента, которых правительство обещало держать в курсе дела. Особенно резко выступили представители оппозиции, которые назвали "неприемлемым" то обстоятельство, что о действиях КSК в Афганистане депутаты бундестага узнают из газет, и потребовали от федерального канцлера возобновить информационные встречи с лидерами парламентских фракций и партий. Серьезной критике было подвергнуто отсутствие информации со стороны правительства о расширении участия немецких войск в Афганистане.

Важность афганской миссии бундесвера подчеркнул тот факт, что свой первый визит в ранге министра обороны ФРГ Петер Штрук совершил в Афганистан.

Летом 2003 г. в Германии разгорелась очередная дискуссия по поводу условий и масштабов участия бундесвера в операциях вне Кабула. Наиболее реально рассматривался вопрос об участии небольшого числа немецких солдат в операциях, проходящих в относительно стабильных регионах. В частности, представители правительственной коалиции и оппозиции в Германии считают в принципе возможным участие бундесвера в работе экспертов по восстановлению Афганистана за пределами Кабула. При этом предполагается, что Германия "теоретически" могла бы отправить для службы в провинциях Афганистана до 700 солдат бундесвера, в задачу которых входила бы защита экспертов по восстановлению страны в ряде регионов, а также осуществление общей технической поддержки.

В настоящее время немецкий контингент войск ISAF составляет около 2300 солдат. Планировалось, что в конце августа 2003 г. после передачи командования миссией НАТО 800 немецких военнослужащих будут возвращены в Германию. Однако правительство Афганистана и США настаивают не на сокращении, а на расширении присутствия международных войск в Афганистане, что, по их мнению, повысит авторитет правительства под руководством Карзая.

14 ноября 2003 г. бундестагом принято решение о продлении мандата бундесвера в Афганистане еще на двенадцать месяцев. По информации министра обороны, затраты, связанные с продлением миссии дислоцированных в Афганистане военнослужащих бундесвера, составят 150 млн. евро.

НЕМЦЫ В ИРАКЕ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ

В то же время политическая линия ФРГ в отношении Ирака продолжает оставаться неизменной. Правительство ФРГ категорически исключает возможность направления немецких солдат в Ирак с целью обеспечения безопасности в регионе.

Несмотря на это, руководство страны готово взять на себя определенную часть ответственности за восстановление Ирака и создание для этой страны демократической перспективы. По словам канцлера ФРГ Шредера, Германия сосредоточила свои силы на Балканах и в Афганистане, что означает невозможность участия в военных операциях в Ираке. Но Германия готова оказать гуманитарную помощь и поддержку в развитии инфраструктуры Ирака, а также на собственные средства обучать в вузах бундесвера иракских военных и полицейских, даже не дожидаясь резолюции ООН.

В последние годы Германия, стремящаяся выйти на ведущие мировые позиции, все больше расширяет свое участие в международных операциях по урегулированию кризисов и конфликтов в разных регионах мира. Министр обороны ФРГ неоднократно выступал уже не только за усиление роли НАТО в Афганистане, но и за ввод войск Североатлантического альянса в Ирак. По его словам, на протяжении долгих лет НАТО является "важным гарантом безопасности в мире". И если вопрос о дислокации войск альянса в Ираке будет решен положительно, Штрук не исключает возможности ввода в эту страну и подразделений бундесвера - хотя помимо резолюции ООН условием для этого шага должно быть и согласие иракского правительства.

Расширяется военное присутствие бундесвера и в других регионах мира. 25 сентября 2003 г. военно-морские силы ФРГ взяли на себя командование постоянным контингентом кораблей сил НАТО, несущим патрульную службу в Средиземном море. Командование этим контингентом в составе восьми кораблей обновляется ежегодно. Сейчас в состав контингента, возглавляемого немецким адмиралом флота Виттауэром, входят три скоростных катера и одно вспомогательное судно военно-морской эскадры ФРГ, базирующейся в Варнемюнде. Всего в операции принимают участие около 200 моряков ВМС бундесвера.

В сентябре прошлого года подтвердились планы по активизации зарубежной деятельности военной контрразведывательной службы MAD для поддержки операций бундесвера. В бундестаг был представлен соответствующий законопроект. MAD обеспечивает защиту немецких солдат, находящихся за границей, от возможных террористических актов, например, в местах дислокации. В необходимых случаях военная контрразведка будет пользоваться ресурсами федеральной разведывательной службы BND. MAD собирает сведения об экстремистских и других представляющих угрозу бундесверу внутренних и внешних тенденциях, в том числе о шпионаже для информирования политического и военного руководства бундесвера. В задачу MAD входит также охрана военных секретов страны. Новая роль военной контрразведки связана с растущим немецким присутствием в зарубежных горячих точках.

Планируется значительно увеличить вклад бундесвера в создаваемые в настоящее время силы реагирования НАТО (СРН). На период формирования этих сил ВС ФРГ предоставили в распоряжение альянса более 1200 военнослужащих ВВС и ВМС, а также шесть самолетов "Торнадо" для подавления сил противовоздушной обороны противника, два фрегата и два саперных подразделения. В 2005 г. в СРН будут включены уже около 5 тыс. военнослужащих СВ ФРГ, которые сейчас в основном входят в состав многонациональных соединений, в том числе в Еврокорпус. Германия возьмет на себя руководство силами по защите от оружия массового поражения, к которым присоединится батальон БМП "Фукс" численностью 800 человек. Министерство обороны ФРГ указало на то, что немецкий вклад в СРН должен быть сделан дополнительно к проводимым в настоящее время операциям.

В ноябре 2003 г. министр обороны выступил с очередным предложением, предусматривающим возможность разрешения добровольного участия в операциях бундесвера за рубежом немецких солдат, призванных на срочную 9-месячную службу. В этом Штрука поддержал Союз военнослужащих бундесвера.

Таким образом, в ближайшем будущем Германия скорее всего продолжит придерживаться сдержанной политики относительно использования бундесвера за границей. Однако в перспективе Берлин все в большей мере будет брать на себя ответственность за обеспечение мира во всем мире, чем сегодня по поручению ООН занимаются в 14 государствах около 70 тыс. "голубых касок" из более 80 стран.