Furst
Leutnant
Репутация: 113
Офлайн
Сообщений: 5732
|
|
« : 22 Июль 2013, 21:19:40 » |
|
В августе этого года Федеральный конституционный суд Германии разрешил бундесверу вести боевые действия на территории страны. В постановлении подчеркивается, что это возможно лишь в случае "чрезвычайных ситуаций катастрофического масштаба". Решение должно приниматься федеральным правительством и не может быть делегировано министерству обороны.
Многие политики в Германии назвали это решение историческим, так как конституция послевоенного немецкого государства практически исключала возможность использования вооруженных сил в границах федерации. Фактически, Конституционный суд изменил один из принципов правопорядка ФРГ. Для принятия этого решения было проведено специальное заседание Конституционного суда при участии обеих коллегий и всех 16 судей (в таком составе всего пятое за всю историю этого органа).
В политических дискуссиях тема возможности применения бундесвера внутри страны впервые зазвучала после терактов в Нью-Йорке. Однако, общественная настороженность в отношении задействования бундесвера в любых военных операциях требовала не спешить с обсуждением этого вопроса на столь высоком уровне. Аналитики отмечают, что Конституционный суд нашел самое удачное время для решения этого вопроса – правительство и общество было занято общеевропейским кризисом, стабилизацией евро и внутриполитическими проблемами в связи с ростом радикализма в стране.
Решение суда в Карлсруэ вызвало неоднозначную реакцию среди немцев. Представители различных партий отметили, что формулировка "чрезвычайные ситуации катастрофического масштаба" может трактоваться произвольно. Армии по-прежнему запрещено сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами, она не вправе стрелять для устранения "угроз, исходящих из толпы демонстрантов". Что рассматривать под ситуациями катастрофического масштаба? Если речь идет о так называемых естественных катастрофах (ураган, землетрясение и т.д.), то личный состав бундесвера и так привлекался для оказания помощи, как и в любой другой стране мира. Что же тогда остается в ряду чрезвычайных ситуаций – вторжение инопланетян?
Любая армия предназначена для обороны своей страны. Но на современном этапе основной задачей бундесвера стало умение предотвращать и преодолевать конфликты за пределами государства, в мире в целом, чтоб не допустить военного конфликта на своей территории. Этой цели посвящена реформа бундесвера, которая длится уже несколько лет. В приоритетных задачах – возможность отправить по 10 тысяч хорошо подготовленных военнослужащих как минимум в два различных региона "горячих точек".
Кроме того, министерство обороны сделало акцент на экспорт оружия. Эту идею поддержала и канцлер Меркель, которая заявила, что "исходя из опыта военных операций в Афганистане и Ираке стало ясно, что силовое вмешательство дискредитировало себя в качестве политического инструмента". Аналитики отмечают, что либерализация условий продажи оружия обусловлена не столько новой военной доктриной, сколько экономическими факторами. Например, продажа 200 танков Leopard II богатому Катару, протяженность сухопутной границы которого составляет всего 60 км.
Однако, не следует забывать о том, что эмират выглядит стабильным в своих границах, но в политическом плане составляет вместе с Саудовской Аравией суннитскую ось в борьбе против шиитов Ближнего Востока. Популярное издание "Die Zeit " прокомментировало это так: "…"хорошие "страны, которым мы будем продавать оружие, в один прекрасный день могут стать "плохими". Продавать оружие – не лучший способ борьбы за мир…"
В условиях кризиса евро и недовольства общественности возрастающим числом погибших и раненых в операциях НАТО, правительство вынуждено искать возможности альтернативных источников финансирования расходов в рамках выполнения союзнических обязательств. Следует отметить, что затраты на участие немецких военнослужащих в операциях НАТО и ЕС в прошлом году обошлись Германии в рекордные 1,5 миллиарда евро. Еженедельник "Wirtschaftswoche" привел на своих страницах цифры из отчета министерства обороны: на миссию в Афганистане израсходовано 1,278 млрд евро, участие бундесвера в составе стабилизационного контингента KFOR в Косово – 68 млн евро. В рамках операции Евросоюза по борьбе с сомалийскими пиратами ФРГ потратила 62 млн евро, на патрулирование побережья Ливана в рамках мандата ООН с целью предотвратить поставки оружия боевикам "Хезболлы" морским путем - 25 млн евро.
В 2011 году ФРГ не выполнила условие, предписанное документами НАТО, а именно отдавать на военные нужды альянса 2 проц. ВВП (всего 1,4 проц.). И не в связи с отсутствием денег - экономика страны является самой стабильной в еврозоне. А скорее со сменой географических приоритетов и относительной потерей интереса США – лидера НАТО - к европейскому континенту как таковому. Значение Старого Света всё более снижается на фоне стремительного роста экономик стран Азии. Европа же теряет свою стабильность не только экономически. И ярким примером тому является рост радикализма любого цвета – от зеленого до коричневого.
Если подвести черту, то решение конституционного суда вряд ли стоит называть "странным" или несвоевременным. Германия хочет быть готовой ко всем возможным изменениям.
|