Статья украинского журналиста о Бундесвере.
Страйкбольная команда Deutsche Kommandotruppen
*
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Как зарегистрироваться на форуме
Начало Помощь Войти Регистрация
Страниц: 1
Печать
Автор Тема: Статья украинского журналиста о Бундесвере.  (Прочитано 5250 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Gutherzig
Гость
« : 13 Ноябрь 2010, 14:48:03 »

Служба в бундесвере: 220 евро «карманных» и геи в погонах.

Всегда интересно сравнивать нашу армию, еще советского образца, а затем и украинскую, с военными других стран. Помнится, на скучных приснопамятных политзанятиях отцы-командиры методично вдалбливали в наши юные головы несомненные преимущества вооруженных сил государств Варшавского договора. И крайне мрачными красками изображали службу в войсках вероятного агрессора, рисуя картины одна страшней другой.

Мы изучали на картах действия противоборствующих сторон в возможном ядерном конфликте, направления основных ударов, зубрили наизусть наименования, тактико-технические характеристики натовского оружия и военной техники. И по праву гордились тем, что, как горячо убеждали пропагандисты, лекторы, агитаторы, лучшее оружие все-таки наше, лучшие солдаты и офицеры — тоже, и это значит, что именно наша армия — самая современная и непобедимая армия в мире...

Потом оказалось: то, о чем говорили политработники, было не совсем правдой и даже не полуправдой. Выяснилось, что многое в армиях Запада не так уж и плохо, как об этом отзывались товарищи «политрабочие». Некоторые виды оружия, например, гораздо эффективнее, техника — быстрее, маневреннее, комфортнее, экономнее. Условия, в которых приходится служить на Западе, не идут ни в какое сравнение с нашими. А жалованье выше не на порядок, а на несколько порядков. И сроки службы другие, и социальные гарантии, пенсионное обеспечение явно не в нашу пользу...

О том, какова нынче армия ФРГ, которую называют успешной моделью экспортера безопасности в Европе, кто и как в ней служит, чем дышит, сколько зарабатывает, и похоже ли это хоть отдаленно на то, что происходит в армии украинской, «Сегодня» узнала, побывав недавно в составе небольшой группы киевских, региональных журналистов в Германии (поездку организовал немецкий фонд Фридриха Науманна «За свободу»).

Возможно, увиденное в какой-то мере поможет определиться с приоритетами и нашим армейским стратегам. Что-то, не скрою, показалось диковинным, порой странным, алогичным с точки зрения «пересічного» украинца. Что-то коренным образом перевернуло представление об армии как суровой школе, подчиненной строгим и незыблемым правилам спартанского общежития и пуританского воспитания. Вглядимся же вместе в чужой опыт, сопоставим — авось да что-то пригодится в перспективе...

СРОЧНИКАМ ДАЮТ ПО 220 ЕВРО «КАРМАННЫХ». Сначала немного цифр. Конституцией Германии закреплена всеобщая воинская обязанность. Вооруженные силы насчитывают 249 тысяч военнослужащих. Из них срочников — 35 тысяч, остальные — офицеры, контрактники и гражданские специалисты (в Украине, для сравнения, в этом году будет призвано 25,5 тыс., при том, что население Германии 82 млн., а Украины — 46 млн.). Служат они 9 месяцев (у нас — год). Предложение превышает спрос. Призывные комиссии сами отсеивают страдающих излишним весом, другими недугами, а также студентов и успевших жениться. Пять лет назад бундестаг (парламент) принял закон, предписывающий брать только здоровых ребят, причем в возрасте от 18 до 23 лет. Есть и альтернативная служба, которая длится на два месяца дольше.

Внимание: ежемесячное жалованье рядового Сухопутных войск составляет более 220 евро (напомним — он срочник). Получил звание ефрейтора — уже 245. Стал обер-ефрейтором — 265... Зарплата офицера в звании подполковник — от 2000 евро, полковник — более 3000.

Личный состав живет в казарме по 2—4 человека со всеми удобствами. Интернет — без проблем, тем паче, в распоряжении каждого — ноутбук для занятий. Есть комнаты отдыха с телевизором, диваном, холодильником. Трехразовое питание. Бесплатные звонки домой. Увольнения в выходные и праздники. Четыре комплекта обмундирования, а также форма и обувь для занятий спортом. Немецкие военные, говорят, что «дедовщина» у них — явление почти невероятное (хотя немецкие СМИ это позорное явление в своей армии таки находят).

— В наших вооруженных силах существует три вида приказов, — рассказывает Михаэль Штаак, профессор университета имени Гельмута Шмидта. — К первому относятся приказы, касающиеся исключительно боевой службы, учебы, обслуживания военной техники и так далее. Они не обсуждаются и подлежат беспрекословному исполнению. Вторая категория — те, которые не носят служебного характера. Это когда офицер или старослужащий говорит молодому солдату: «Сходи купи мне сигареты». Тот может сказать: «Да» или «Нет», и если звучит отрицательный ответ, это ничем не грозит. А есть приказы, вступающие в противоречие с действующим законодательством, поскольку нарушают права человека, посягают на честь и достоинство. Солдат не только вправе, но обязан отказаться выполнять их, ибо в противном случае сам совершит наказуемое деяние и будет привлечен к ответственности.

Кроме того, по словам г-на Штаака, в бундестаге есть независимый уполномоченный по личному составу бундесвера. Он наделен большими правами, может в любое время и без согласования с командованием посетить любую часть и инициировать проверку.

ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ ПРИЗНАЛ, ЧТО ПОВЫСИЛ ГОЛОС И БЫЛ НЕ ПРАВ. Если солдат в бундесвере считает, что его права нарушены, он такие действия... обжалует. При этом заявитель по закону защищен от возможных репрессий и преследования.

Манфред Вихман, руководитель проекта фонда Фридриха Науманна в Центрально-Восточной Европе, рассказал «Сегодня», что в первые месяцы службы подавал четыре жалобы, две из которых были удовлетворены.

— В одном случае на меня накричал фельдфебель, который впоследствии сознался, что действительно повысил голос. Во втором — ефрейтор придрался за то, что где-то обнаружил пыль, и на вечернем разводе при всех сдул ее передо мной с пальца, поинтересовавшись, вижу ли я ее...

В остальных эпизодах свидетелей, которые бы подтвердили придирки старослужащих, не нашлось или же люди не захотели обострять конфликт. Однако никакого давления солдат Вихман после этого на себе не испытал.

Есть у военных и свой профсоюз. Впрочем, его роль не особо заметна и сводится лишь к отстаиванию социальных интересов людей в погонах.

НЕУСТАВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО-НЕМЕЦКИ. Несмотря на все успехи в деле налаживания нормальной жизни солдат, бундесвер последние несколько лет сопровождают мощные скандалы.

В 2004–2005 годах за издевательства над подчиненными под суд попали 36 офицеров. По правилам немецкой армии, действующим с 1950 года, офицер вообще не имеет права прикасаться к подчиненному, не спросив разрешения, даже если хочет просто поправить противогаз на его лице. Так вот, в нижнесаксонском городке Ниенбург командование призналось вышестоящему руководству, что офицеры связывали солдат срочной службы, имитируя захват военнопленных. А в артиллерийской части в баварском Гемптене группу девушек, проходящих службу по контракту, после марш-броска под проливным дождем заперли в холодном подвале с завязанными глазами, имитируя захват заложников. Зачем солдаты в это время спрашивали девушек на русском языке: «Пароль?» и кричали «Враги, враги», офицеры объяснить не смогли. В Гесларе в казарме 7-го батальона двух солдат пытали электротоком (имитируя издевательства над пленными), а еще десяток раздели до белья и заставили стоять по стойке «смирно» с ведрами на голове. Скрыть этот факт не удалось, поскольку офицеры фотографировали свои действия.

Были скандалы и на расистской почве — в апреле 2007 из армии уволили инструктора, который приказал солдатам представлять во время стрельб, что перед ними чернокожие из США, оскорбляющие его мать. После каждой очереди солдат был обязан кричать на английском «motherfucker!».

Но самый громкий скандал разразился в прошлом году, когда газета «Бильд» опубликовала снимки солдат бундесвера из контингента НАТО (элитная баварская часть горных стрелков) в Афганистане, которые, улыбаясь, позировали перед камерой с человеческим черепом в руках. Их поведение вызвало массу негативных эмоций, поскольку напомнило действия фашистских офицеров в концлагерях. Официальный Кабул обвинил немецких солдат в «надругательстве над исламскими ценностями и неуважении афганских традиций». Правда, как потом выяснила немецкая пресса, череп принадлежал не афганцу, а погибшему советскому воину. Антигерманских демонстраций в Афганистане не случилось, но неприятный осадок остался.

ФРАУ В КАМУФЛЯЖЕ И... ОДНОПОЛАЯ ЛЮБОВЬ

В отличие от Минобороны Украины, военное руководство ФРГ всячески поощряет к службе женщин. Сегодня под знаменами бундесвера свыше 10 тысяч представительниц прекрасного пола, которые могут овладевать любыми видами военных профессий.

— Женщины в наших вооруженных силах представлены очень широко, их количество год от года растет, и эта тенденция сохраняется, — говорит руководитель службы Федерального министерства по вопросам обороны Сван Киндлер. — Если в середине 60-х годов они служили преимущественно в системе военного здравоохранения и музыкальных оркестрах, то с 2001-го законодательно закреплено полное армейское равноправие с мужчинами.

В основном, места службы женщин — подразделения связи, ПВО, логистики. Есть и летчицы-истребители, водители боевых машин. Охотно идут молодые амбициозные фрау и на флот — вопреки устоявшимся морским традициям. Есть даже единственная женщина-генерал от медицины.

ВОЛОСЫ. Немецким солдатам разрешено носить длинные волосы. Беспрецедентное решение принял армейский суд Мюнхена, усмотревший в принудительных солдатских стрижках нарушение прав человека и гражданина. Толчком послужил инцидент с 18-летним новобранцем, отказавшимся стричься по приказу командиров. Отсидев 3 недели под арестом и уплатив 100 евро штрафа, тот обратился в суд, который удовлетворил жалобу и ввел новую шкалу требований к внешнему виду новобранцев, признав прежние нормы антиконституционными и недопустимыми. Впрочем, длина волос — лишь цветочки...

«МЫ, ГЕИ И ЛЕСБИЯНКИ...» Ягодки — узаконенная... однополая любовь. Да, представители секусуальных меньшинств вполне официально разрешено служить в Бундесвере.

— Геи и лесбиянки у нас есть, — вынужден признать очевидный факт офицер бундесвера Свен Киндлер. — Их не так много, как об этом кто-то склонен говорить, но они есть. Лично мне тоже знакомы представители секс-меньшинств в погонах, и это не помешало сделать им успешную карьеру в армии. Однополая любовь не выпячивается, однако и тайны из нее никто не делает.

Запретный плод сладок, мудро рассудило начальство, позволив в свободное от службы время не только гомо- и гетеросексуальные связи, но даже выделив для интимных свиданий так называемые «комнаты личного развития».

Сторонники принятого недавно закона «О партнерстве в жизни», которым и регулируется пребывание «голубых» в армии, говорят, что он не превращает Бундесвер в школу разврата, а наоборот, упорядочил отношения гомосексуалов, вывел их из тени.

АФГАНИСТАН. МИССИЯ АНТИТЕРРОРА: ЖЕРТВЫ НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ

Германия с самого начала отклонила идею США об участии в боевых действиях против Ирака, не направляла туда свой воинский контингент и представители бундесвера не входят в состав международных коалиционных сил в этой стране. В подготовке отрядов иракских стражей порядка были задействованы лишь немецкие полицейские, и то в очень ограниченном количестве.

Однако в другой горячей точке — Афганистане — присутствие весьма значительно: на сегодняшний день там находится 3279 немецких военных и гражданских специалистов.

— Участие военнослужащих ФРГ в поддержании мира и стабильности в Афганистане считается миротворческой операцией, — говорит Михаэль Штаак. — Те, кто там погиб (а таких уже 28) или получил ранение, не считаются пострадавшими при исполнении боевых действий: согласно документам, там нет войны, хотя по этому поводу дискуссии в обществе продолжаются, и с такой позицией согласны далеко не все.

Действительно, данные соцопросов свидетельствуют, что участие вооруженных сил в антитеррористической операции в Афганистане поддерживают около 64% населения ФРГ и отрицательно относится к этой миссии 34% граждан. Ряд ведущих политиков выступают за сокращение, а то и полный вывод контингента из страны, мотивируя тем, что необъявленная война, которая приводит к жертвам, мало чем отличается от миссии советских войск в ДРА и грозит такими же плачевными результатами.

Зона ответственности немецких военных — север Афганистана, провинция Кундуз и столица Кабул. Ситуация там довольно сложная, базы и лагеря подвергаются ракетным обстрелам и нападениям боевиков. Несмотря на это, представители бундесвера контролируют обстановку, патрулируют дороги, обеспечивают безопасность в населенных пунктах.

— Местные афганские жители абсолютно не воспринимают нас как неких оккупантов, а видят в миротворцах людей, пришедших помогать строить новую жизнь без войны, — утверждает Сван Киндлер.

С учетом того, что в следующем году в Афганистане пройдут выборы, это потребует дополнительных сил, и полковник генштаба ФРГ Гюнтер Катц добавляет, что контингент Германии в этой стране увеличится еще примерно на тысячу человек.

— Мне довелось 8 месяцев быть в Афганистане, — рассказывает подполковник Йорк Лангер. — Наши парни честно выполняют свой воинский долг, их мотивация — оказание помощи афганскому народу. Да, там серьезная обстановка, гремят взрывы, наши патрули попадают под обстрел, есть жертвы как с нашей стороны, так и среди мирных жителей. Но людьми движет чувство долга и высокой ответственности. Там и немецкие журналисты часто бывают — они показывают жизнь и быт такими, какими они есть на самом деле, без прикрас и преувеличений. В Германии должны знать и понимать, что там делают наши военные, чем живут, о чем думают...

ОТСТАВИТЬ РАЗГОВОРЧИКИ В СТРОЮ!

Главнокомандующим вооруженными силами ФРГ в мирное время является министр обороны, в военное — федеральный канцлер (премьер-министр; Германия — парламентская республика).

— Запрета заниматься политической деятельностью у немецких военнослужащих нет. Более того, командование содействует офицерам, когда они избираются в те или иные органы власти, — говорит профессор Михаэль Штаак.

Однако политическое вольнодумство, резкие высказывания в адрес высшего руководства страны и вооруженных сил, мягко говоря, не приветствуются, что также оговорено законом о воинской службе, отмечали собеседники "Сегодня" в политических кругах Германии. То есть критика действий министра обороны, нелицеприятные высказывания относительно решений комсостава могут быть расценены как попытки причинить ущерб репутации армии. Как следствие, в дальнейшем продвижении по службе у такого смелого военного могут возникнуть проблемы. Из армии не уволят, но из резерва на выдвижение однозначно вычеркнут.

Высокопоставленные военные предпочитают не ввязываться ни в политику, ни в дискуссии на разного рода «скользкие» темы. Таких острых вопросов, как возможное вступление Украины в НАТО, развертывание систем ПРО в Чехии и Польше, немецких подразделений на Балканах, офицеры и генералы стараются избегать.

Александр Ильченко
http://www.segodnya.ua/print/news/12079565.html
Записан
Страниц: 1
Печать
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.18 | SMF © 2011, Simple Machines