Furst
Leutnant
Репутация: 113
Офлайн
Сообщений: 5732
|
|
« : 04 Июль 2011, 13:58:05 » |
|
Даже не обладая ядерным потенциалом, бундесвер остается наиболее боеспособной армией в Европе. В этом корреспонденты "Итогов" могли убедиться воочию, посетив воинские подразделения вооруженных сил ФРГ
Как показал экспресс-опрос, примерно половина наших собеседников в погонах и без весьма спокойно относится к тому, что в выходные бундесвер чуть ли не в буквальном смысле закрыт на замок: отдых - отдельно, работа - отдельно. Другая половина убеждена, что из-за такого "разгула демократии" с середины каждой пятницы Германия становится абсолютно уязвимой и ее можно брать голыми руками. Озвучивается это откровение обычно с патетикой, но без ожидаемой тревоги в голосе, поскольку сегодня Германии совершенно никто не угрожает. А бундесвер, даже не обладая ядерным потенциалом, остается сильнейшей и наиболее боеспособной в Европе армией. По крайней мере по будням.
Рожденный в неволе
После объединения двух Германий на службу в бундесвер поступило около 12 тысяч офицеров армии ГДР. К вооруженным силам канувшей в Лету социалистической Германии в бундесвере относятся с уважением, при этом подчеркивают, что восточногерманская армия была сильна не своими линейными частями, а подразделениями специального назначения.
Появление же бундесвера в западных источниках объясняется очень просто: в 1946 году, через год после Победы, СССР в восточной зоне оккупации держал миллионную группировку, в то время как союзники сократили свое военное присутствие с 4,7 миллиона до 880 тысяч. Потребность в адекватном балансе сил возникла сама собой. Но последней каплей стала начавшаяся в 1949 году блокада Западного Берлина. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, и у нее появилась своя армия, поначалу весьма ограниченная по численности и вооружениям. Но надо учитывать военные таланты немцев: если хоть один надел униформу, считай, что военное строительство пошло полным ходом. Секрет этой удивительной национальной особенности раскрыл корреспондентам "Итогов" полковник германского генштаба Ахим Лидсба: "Надо иметь цель и уметь работать".
После глобальных изменений в Европе в начале 90-х годов немцы, отличающиеся врожденной рациональностью, пришли к выводу, что бундесвер, коль скоро танковых побоищ не предполагается, должен стать еще компактнее, и затеяли военную реформу.
В новом штатном расписании должно остаться 285 тысяч должностей. В том числе: 202 400 профессиональных военных и контрактников, 80 тысяч призывников и 2600 резервистов, привлекаемых на сборы. С начала 2002 года продолжительность срочной службы в бундесвере сократилась с десяти месяцев до девяти. Возможно, что "пацифистам" удастся сократить срок службы по призыву даже до полугода, но более существенных уступок ожидать от военных не приходится: они уже и так сдали достаточно рубежей обороны. Буквально на прошлой неделе федеральный министр обороны Петер Штрук объявил о том, что от военной обязанности освобождаются женатые молодые люди, а также зарегистрировавшие отношения с партнером гомосексуалисты. Уже с 1 июля будут смягчены и критерии призыва. Впредь на военную и гражданскую службу будут призывать мужчин в возрасте не до 25, а только до 23 лет. Из-за уменьшения финансирования сократится и 110-тысячная армия альтернативщиков, представляющая дешевую рабочую силу в медицинской и социальной сферах.
О полном переводе бундесвера на профессиональную основу речи пока не идет. Почему? Представитель федерального минобороны по экономическим отношениям Стефан Наундорф назвал три причины. Во-первых, призывники осуществляют живую связь между обществом и бундесвером. Их считают сыновьями нации и никогда не используют в операциях за рубежом. Во-вторых, призыв - это основа мобготовности. В Германии нет МЧС, во время стихийных бедствий эти функции в первую очередь выполняют мобилизованные военнослужащие бундесвера под руководством территориальных командований. И последнее: немцы подсчитали, что полностью профессиональная армия обойдется дороже. Пересчитывать после немцев - занятие пустое. Кстати, денежное довольствие немецких военнослужащих всех категорий более чем в десять раз превышает оклады российских военных, даже повышенные в настоящее время.
Гражданин в униформе
До пехотной школы германской армии в Хаммельбурге можно добраться из Берлина по автобану, а можно скоростным поездом. При этом следить за названиями станций не требуется: достаточно выйти из вагона точно в указанное на билете время, и окажешься в нужном месте - по поездам в Германии можно сверять часы. При этом вдоль дороги торчат уши непуганых зайцев и безбоязненно пасутся стада косуль. А в самом учебном центре, если верить справочнику, в теплую погоду летают экзотические бабочки махаоны. И вообще Хаммельбург - настоящий немецкий рай, вычищенный и вылизанный до невозможности. В таких условиях немецкие гренадеры (пехотинцы) и овладевают наукой побеждать.
Впрочем, периодически этому цветущему баварскому городку приходилось выполнять и "адские" обязанности. Сначала в Первую, а затем и во Вторую мировую войну здесь были лагеря для военнопленных. На местном кладбище покоится около трех тысяч советских офицеров. В числе наиболее именитых узников - генерал Дмитрий Карбышев и старший лейтенант Яков Джугашвили. Уже после войны в лагере для интернированных в Хаммельбурге отсиживались члены НСДАП и эсэсовцы. Но сегодня город работает по своему основному назначению - тренировочным центром.
Курс молодого бойца что в Хаммельбурге, что в других восемнадцати учебных центрах сухопутных войск бундесвера - восемь недель, включая еженедельные побывки дома. Здесь же готовят и контингент для участия в миротворческих операциях (сегодня порядка 10 тысяч военнослужащих бундесвера служит за рубежом). Еще в 1938 году жители деревень Боннланд и Хансфельд были выселены из своих домов, которые с тех пор используются в качестве учебных пособий для отработки боя в городе. Причем по полной схеме. При этом деревни все равно напоминают подмосковные элитные поселки. Для придания учебным улицам и дворам не немецкого вида перед началом тренировки в некоторых местах специально разбросали бытовой мусор, но даже мусор здесь лежит подозрительно аккуратно.
Прежде чем дать новобранцу винтовку в руки, ему на занятиях по внутреннему управлению накрепко вбивают в голову философию бундесвера: солдат - такой же гражданин, только в форме. Солдат должен и днем, и ночью помнить, что он обязан выполнять все приказы за исключением тех, которые идут вразрез с законом, оскорбляют другого человека или не относятся к служебной деятельности. Отсюда следует, что немецкий солдат может послать немецкого генерала куда подальше, если тот надумает привлечь подчиненного к строительству собственной дачи. Приказ отвезти на участок командиру части стройматериалы, предназначенные для строительства военного городка, тоже из разряда невыполнимых. Хотя бы потому, что за содержание многих военных городков отвечают уже гражданские власти, а уборку в некоторых помещениях, где проживают военнослужащие, производят частные фирмы. Будь иначе, немцы не смогли бы за девять месяцев готовить классных военных специалистов. Быт, как и у нас, съел бы все учебное время.
Кроме того, теперь немецкого солдата приучают думать самостоятельно и заинтересованно участвовать в служебной деятельности. У них это называется "корпоративное решение поставленной задачи". Если в прусские времена и времена рейха в немецком солдате видели биоробота, слепо выполняющего инструкцию от сих и до сих, то теперь принято ставить подчиненному задачу, а как ее выполнить, он должен думать уже сам. Идеологи немецкого военного строительства видят в таком подходе хорошую вакцину от стадности и тупости в армейской среде. И при этом посмеиваются над американцами, которые, ставя задачу подчиненному, якобы указывают, в какой последовательности действовать руками и ногами, чтобы ее выполнить.
Солдат бундесвера по сути дела сам решает, есть ли у него служебная необходимость остаться на выходные в части. И если есть - останется. По доброй воле.
Второе правило, которое должен запомнить немецкий новобранец, переступив порог казармы: никто не смеет его оскорблять, бить и даже прикасаться к нему (исключение - передача сигналов при плохой видимости, в темноте или при стрельбе). Может быть, именно поэтому немецкие солдаты, не знающие мордобоя, держатся с офицерским достоинством. В том числе и репатрианты из России - наши бывшие соотечественники. Кстати, имея возможность сравнивать, службу в бундесвере они предпочитают называть не службой, а работой.
Между прочим, все, что находится за пределами служебной деятельности, командирам и служебным инструкциям уже неподвластно. Открыть личный шкафчик подчиненного без его ведома (в российской практике - устроить шмон) командир может только в случае крайней необходимости и в присутствии двух независимых свидетелей. В противном случае будет куча проблем, связанных с нарушением прав личности.
Арестовать солдата можно только по решению судебного представителя. Также невозможно заставить солдата культурно развлекаться (например, участвовать в военно-спортивном празднике), если на это нет его согласия. И если что не так, специальные представители, которые выбираются в немецких воинских частях от каждой категории военнослужащих, выскажут командиру претензии своих избирателей. В одном из авиационных гарнизонов, например, военнослужащие отказались охранять опустевшие на время боевых действий в Ираке американские казармы. Требование сочли справедливым.
Сегодня немецкие солдаты живут по нескольку человек в комнате. В перспективе, когда улучшится финансирование бундесвера, у каждого должны быть личные апартаменты в казарме. И как их украсить - дело сугубо персональное. Уже сейчас в своем личном шкафчике солдат может повесить на выбор портрет канцлера или фото обнаженной девицы - командирам и начальникам до этого дела не должно быть. А вот иметь татуировки на открытых частях тела военнослужащим бундесвера запрещено. Но если кто-то выколет у себя под рубашкой символ СС, командир вмешаться не сможет. Даже если он испытывает к нацизму большую личную неприязнь.
Тени и образы
Официально бундесвер раз и навсегда отделен от фашистской идеологии и прошлого. Можно, например, увлекаться историей вермахта, но ходить на заседания исторического общества в форме военнослужащим бундесвера категорически запрещено. При этом запрет на нацизм не мешает изучать в учебных заведениях тактику танковых клиньев Гудериана. В бундесвере также хорошо помнят, что лучшим воздушным асом Второй мировой был уроженец Кенигсберга Эрих Хартман, а самым результативным подводником - Отто Кречмер. Но ни талантливый организатор подводной войны адмирал Карл Дениц, ни создатель люфтваффе Герман Геринг по причине своих связей с нацистами не могут стать официальными героями бундесвера: на такие персоны у современных немцев стойкая аллергия. Другое дело, например, генерал Йоганнес Штайнхофф, имя которого носит 73-й истребительный авиационный полк. За время минувшей войны он сбил больше ста самолетов, в том числе и на восточном фронте, и даже летал на реактивном Ме-262. Но поскольку будущий генерал не ладил с Герингом, его имя осталось в списках бундесвера и в истории новой Германии. Как, впрочем, и имя полковника графа Клауса фон Штауффенберга, совершившего покушение на Гитлера в июле 1944 года. Полковник и его ближайшие соратники были расстреляны во дворе Бендлер-блока, в котором сейчас расположилось федеральное министерство обороны. Об этом событии всем, идущим в столовую военного ведомства, напоминает весьма своеобразная скульптурная композиция.
Но если история СС отметается напрочь, к истории вермахта в бундесвере более сложное отношение. Например, идеологам из Бендлер-блока даже в своей среде постоянно приходится объяснять, почему за некоторыми военными городками остались имена генералов вермахта. И вопрос этот непростой. Немцы понимают, что вермахт принес немало зла другим народам, но не понимают, почему в некоторых странах в профессиональном плане к вермахту относятся пренебрежительно. Как отметил начальник одного из территориальных округов полковник Альтхофф, победа сил антигитлеровской коалиции будет еще значимее, если признать в вермахте сильного противника. Но в целом в бундесвере предпочитают иметь современных героев, а не искать их в прошлом. За исключением, может быть, Мольтке и Клаузевица. Эти имена принадлежат уже всеобщей военной истории.
Центр силы
Считается, что разногласия по поводу Ирака сильно испортили отношения ФРГ и США. Более того, подчеркивается, будто бы эта ситуация на руку Германии, которая уверенно превращается в экономический, политический и военный центр силы Европы. И действительно, у немецких политиков и военных свой взгляд на войну в Персидском заливе, но на отношения с главными союзниками это обстоятельство вряд ли повлияет, поскольку сегодня немцы видят себя не столько нацией, сколько составной частью мирового сообщества.
Не произойдет разрыва и в военных отношениях - об этом даже и мечтать не надо. Буквально через несколько недель эскадрилья МиГ-29 из авиаполка имени Штайнхоффа по дуге Большого круга перелетит в США, чтобы принять вместе с американцами участие в совместных практических стрельбах. Командование полка и не думает скрывать, что основная цель этого вояжа за океан - укрепить слегка подпорченные отношения с союзниками. Кстати, в армиях НАТО немецкая эскадрилья на МиГах буквально нарасхват. Все, кто хочет померяться силами с бывшим потенциальным противником, вызывают немецких "мигарей". И что самое примечательное, боевые возможности нашего старенького МиГа стали большим тактическим сюрпризом для многих летчиков НАТО, в том числе и для летающих на Eurofighter.
Корреспонденты "Итогов" были первыми и единственными гражданами России, побывавшими в подразделении боевых пловцов бундесмарине, дислоцированном в Эккернферде. На стендах суперсекретного подразделения фотографии, подтверждающие, что люди-лягушки принимали участие и в "Буре в пустыне", и в югославских событиях, заносило их даже на Карибы.
С немецкими подводными диверсантами у нас почему-то сложились наиболее доверительные отношения. Буквально по первой просьбе они показали нам свое снаряжение и даже открыли арсенал, в котором почему-то хранится наш старенький ППШ времен войны. Не поняли мы только одного: почему официальной эмблемой подразделения людей-лягушек стала пила-рыба. Рядом у пирсов мирно отдыхали вполне доступные подводные лодки проектов 205 и 206, в свое время доставлявшие немало хлопот противолодочным силам Балтийского флота. Они очень юрко ускользали из-под лучей наших сонаров. Но теперь на вооружение немецкого подводного флота приходят другие подводные корабли - проекта 212, на которых вместо окуляров перископа в центральном посту экран компьютера. Не коснулась техническая революция, пожалуй, только одной немецкой традиции: пристрастия передвигаться по территории военно-морской базы на велосипедах.
... В тактических кабинетах немецких подводников хранятся макеты советских кораблей, которые использовались для распознавания сил вероятного противника. Но сегодня эти наглядные пособия - предания холодной войны. У немцев слишком хорошая жизнь, чтобы позволить себе еще раз с кем-либо повоевать.
Берлин - Хаммельбург - Эккернферде - Москва
|